Игры и задания для развития памяти


Главная Начальная школаШкола будущего первоклассника Игры и задания для развития детей

 

«Запомни картинки»

Перед вами картинки, посмотрите на них в течение 15 сек.  Затем закройте их. Напишите то, что вы запомнили.


«Игры со словами»

1.     Прочитайте эти слова. 
Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Закройте их. Назовите те, которые вы запомнили. Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части вы бы разбили эти слова? Перечислите, пожалуйста, все слова еще раз.

 

2.     Прочитайте эти слова.
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Закройте их. Назовите слова, которые вы запомнили. Как вы думаете, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

 

3. Услышав каждое слово нужно представить внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. Затем воспроизвести эти слова.
    Бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье.


«Фразы»

    После прочтения каждой фразы нужно закрыть глаза и представить себе соответствующую картинку. После этого воспроизвести все запомнившиеся предложения.
Вариант 1.
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

Вариант 2.
Осиное гнездо.
Осиное гнездо у вашей двери.
Осиное гнездо у вашей кровати.
Старик на скамейке.
Старик на скамейке на солнце.
Плачущий старик на скамейке на солнце.
Острый нож.
Острый нож, режущий мясо.
Острый нож, режущий вам палец.
Птичка, клюющая корм в саду.
Птичка, купающаяся в луже.
Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.


«Шкафчики»

     Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.


«Что исчезло?»

    На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.


«Что изменилось?»

     На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.


«Художник»

     Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.


«Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.


«Вспомни и покажи»

    Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).


«Цепочка действий»

    Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.


«ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ»

    Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

   То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

    Например, называете семь фраз.
    Мальчику холодно.
    Девочка плачет.
    Папа сердится.
    Бабушка отдыхает.
    Мама читает.
    Дети гуляют.
    Пора спать.

    К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

    На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

    Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.


 

На главную

 

Назад

Hosted by uCoz