Игры и задания для развития мышления


Главная Начальная школаШкола будущего первоклассника Игры и задания для развития детей

 

Поиск аналогов.

Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.


Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.


Игры  со словами

     Если правильно расставите буквы, получите названия животных, каждое из которых содержит букву Б.
БРУСКА, ВЮРДЛЕБ. АБЛЕК, ОБКАСА, БЕРЗА.


Найти лишнее слово.

Среди каждой группы слов найди лишнее слово.

 

1 группа слов
- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- печка, керосинка, свеча, электроплитка;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- добрый, ласковый, веселый, злой;
- девушка, учитель, папа, мама;
- минутка, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.

2 группа слов

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.


Вопрос: кто кем будет? 

      Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.


Слова - "шифровки"

    Правила этой игры также очень просты. Возьмите любое слово и "расшифруйте" его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе - со второй и так далее.

Например, возьмем слово "суслик"
Солнечным
Утром
Сосновый
Лес
Исключительно
Красив 


    Внесем в эту игру разнообразие. Придумайте к одному и тому же слову предложения на разные темы. Например, представьте, что вы расшифровывайте поздравление, сообщение делового характера, предложение о природе, технике и так далее. Найдите другие жанры самостоятельно. В нашем примере слово "суслик" было расшифровано как предложение о природе. На технический лад его можно расшифровать, например, так: 
Система
Управления
Самолетом
Ликвидирует
Искажение
Курса

 

А вот другие слова. Расшифруй их на разные темы:

 

Механизм
Управления
Женой

Паук
Андрей
Учился
Трудиться
И
Научился
Кокосами
Атаковать

Ирина
Не
Терпит
Если
Ребенок
Не
Ест
Творог

И
Настя не
Терпит,
Если
Реклама
Не
Елок, а
Телевизоров

 


«Чередование»

    Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.


«Отвечай быстро»

    Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.


Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса

    Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

-         назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

-          назови слова, относящиеся к спорту.

-         назови слова, обозначающие зверей;

-          домашних животных;

-         наземный транспорт;

-         воздушный транспорт.


«Говори наоборот»

   Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.


«Бывает – не бывает»

    Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.


Упражение на развитие скорости мышления.

   Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.


Сравнение предметов (понятий)

    Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

 

Угадай по описанию.

    Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.


Разложи по порядку.

     Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.


Нелепицы.

   Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.


«Придумай слово»

   Найди общее окончание для всех перечисленных наборов букв, чтобы в результате прибавления букв везде получились осмысленные слова.
Ко -      по -       опр -     ру -
Ро -  ?  уго -  ?  тр -  ??  ре -  ???
По -     сто -      спр -     пе-
Пило -  уко -    вопр -   све-


 Задание "Фигуры":

    Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.


Задание «Строчки».

    Посмотри на фигуры и найди ту, которая отличается от других. Задание выполняется по строчкам.


 Задание  "Предметы".

   На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним.


Задание  "Матрицы Ровена 1, 2, 3, 4, 5".

     Здесь предлагаются рисунки с фигурами, связанные между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.


 

На главную

 

Назад

Hosted by uCoz