Игры и задания для развития речи |
|||
|
«Составь рассказ» |
Посмотрите на картинки. Восстановить правильную последовательность картинок. Опишите словами, что изображено на каждой картинке, тем самым составив небольшой рассказ. |
|
Поезд |
Цель игры: формирование умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов; развитие речи. Оборудование: набор картинок-«вагончиков» с изображением самых разнообразных живых и неживых объектов. Ход игры: детям предлагается построить поезд из отдельных «вагончиков» (все «вагончики» перед началом игры лежат в центре стола, вокруг которого находятся играющие). Но, чтобы «вагончики» не расцеплялись в пути, требуется «скрепить» их с друг с другом, найдя какой-то общий признак. При этом используется ключевая фраза: «Я прицепляю лист к кузнечику, потому что они оба... (живые; могут расти; зеленые; и т.д.)». Играющие делают ходы по очереди и выбирают каждую нужную, по их мнению, картинку. «Поезду» можно разрешить «расти» в обе стороны. |
Уменьшаем и увеличиваем |
Взрослый: "Я буду
называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким".
Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и
так далее." |
Назови одним словом |
Взрослый: |
Опиши одним словом |
Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только
назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих
терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему
несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания. |
Кому что нужно |
Взрослый
называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой
предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти
предметов) ему может понадобиться. |
Как можно узнать… |
Задавайте
ребенку вопросы типа: |
Часть - целое |
||||||||||
Предложите ребенку угадать, часть
какого предмета или существа вы называете:
А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:
Если ребенок затрудняется дать
ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий
вопрос. |
||||||||||
Четвертый лишний |
Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных
взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по
значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего
для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя
картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий
ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности
рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить
все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже
переходить на более сложные. |
Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы) |
Игра опять
строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее: |
Продолжаем предложение |
Игра может
носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете
заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное
предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на
любую интересную ребенку тему. |
Продолжаем рассказ |
Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ. |