Как запоминать словарные слова


Главная Начальная школа Наше творчество

 

     Ни для кого не секрет, что русский язык содержит огромное количество слов, которые требуют от детей особого внимания и запоминания. Несмотря на многочисленные нововведения в системе образования, развитие фактической грамотности все еще остается актуальнейшей проблемой для учителей, учеников и их родителей.

     Стараясь изменить подобное положение дел, учителя разрабатывают различные способы и методы запоминания словарных слов: записывают слова в тематические группы, подбирают к словарным словам однокоренные, составляют словосочетания, предложения, тексты, используя самые трудно запоминающиеся из них.

    Эти виды работы хорошо знакомы детям еще с первого класса. Они носят чисто учебный характер, направлены на формирование стойкого навыка написания словарных слов и подчинены принципу «чем чаще слово пишу, тем лучше его запоминаю». Однако, нельзя забывать о том, что младшие школьники мыслят образами, у них буйно развиты фантазия, воображение. Кроме того, ребята 1-4 классов очень любят рисовать, а урок рисования в школе бывает только один раз в неделю.

     

    Мы попробовали соединить приятное с полезным: на уроках русского языка и во внеурочной деятельности мы стали слова не запоминать, а рисовать. Во время знакомства с новым словом мы работаем по следующему плану:

  •    сначала ученик вспоминает, где он это слово слышал или видел (написанным на доске, изображенным в книге, тетради), представляет его образ;

  •     затем выделяет наиболее важные с точки зрения правильности написания фрагменты слова;

  •    наконец (самое интересное!), подключает творческое восприятие для создания своего предметного образа, связанного со значением слова.

     Безусловно, третий этап работы самый любимый у ребят. Например, для запоминания слова «помидор», мы рисуем красочный образ реального помидора, вписанного в букву «О», а слово «корова» можно запомнить, нарисовав на месте сочетания «ОрО» смешную корову в очках и т.д.

     Для того, чтобы серьезная работа не превратилась в обычную игру стоит соблюдать несколько требований к проведению такой деятельности:

  • образ должен быть создан ребенком самостоятельно, при наличии на начальном этапе образцов, созданных другими школьниками или учителями, в качестве примеров;

  • образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;

  • образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов написания слова;

  • образ должен быть простым в плане воспроизведения, красочным и запоминающимся, вызывать положительные эмоции.

 

 
 
     Ниже приведены образцы детского творчества по созданию собственных семантических образов для запоминания словарных слов. Такая работа не только дает определенные результаты с точки зрения формирования навыка грамотного письма, но и дарит нашим детям минуты радости и творческого полета.

Ашурбекова И.М.

 
     
             
     

 

На главную

 

Назад

Hosted by uCoz